Освящение Престола Воскресенского собора и юбилей (24-26 сентября 2016 года)
Дата публикации: 2016-03-03 17:00:00

24 сентября Владыка Нил совершил чин освящения Престола Воскресенского собора и первую после долгого реставрационного периода Литургию. Уже в этот день было немало гостей. Пели антифонно певчие Свято-Троицкого Муромского и Сретенского Гороховецкого монастырей. 25 сентября, накануне престольного праздника Владыка Нил совершил всенощное бдение по пасхальному чину.
26 сентября, в день праздника Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, состоялось торжество, посвящённое 450-летию летописной истории Воскресенского монастыря. Праздничную службу при большом стечении народа и духовенства возглавили Высокопреосвященнейший Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский, и Преосвященнейший Нил, епископ Муромский и Вязниковский. На правом клиросе пел сводный хор сестер Покровского (г. Суздаль) и Сретенского (г. Гороховец) монастырей, на левом клиросе - хор Свято-Троицкого монастыря (г. Муром). По окончании пасхальной Литургии с крестным ходом и награждениями состоялась праздничная трапеза, в ходе которой Матушкой Игуменией был озвучен доклад на тему истории возрождения Свято-Воскресенского монастыря. Завершился праздник выступлением детей воскресной школы.
Из праздничного доклада Матушки Игумении
Год основания обители неизвестен, но он упоминается уже в «Писцовой книге» 1566 г. В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. об этой обители написано более подробно: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью».
Новейшая история Воскресенского монастыря началась в 1998 году. Вопрос о его возрождении первой подняла матушка Тавифа (в схиме Фамарь) - игумения Свято-Троицкой Муромской обители. Весной 1998 года она всерьёз заинтересовалась современным использованием Воскресенской церкви, купола которой виднелись за оврагом. Для того, чтобы иметь достоверное представление о её состоянии, Матушка лично отправилась «на штап», где её глазам предстала удручающая картина – церковь с прилегающей к ней территорией в полном объёме была занята спортивной школой. На кладбище была разбита спортивная площадка во всё поле, посреди Воскресенского собора располагались маты и спортивные станки, а весь Введенский храм безобразно разгорожен под кабинеты и лыжную базу. Но больше всего её ужаснули, как выразилась сама матушка Тавифа в беседе с нами, туалеты и душевые в Воскресенском соборе и сауна под колокольней.
При первой возможности она отправилась во Владимир на встречу с архиереем, желая просить владыку Евлогия ходатайствовать о возвращении всего ансамбля РПЦ. Его Преосвященство обратился по этому вопросу к властям, которые без лишних замедлений пошли навстречу просителям, и 20 сентября обе церкви были официально переданы РПЦ для восстановления и возрождения и приписаны к Троицкому монастырю. А 26 сентября, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией.
На поруганном кладбище был поставлен поклонный крест. Первые насельницы – сёстры Троицкой обители - разместились до декабря на галерее Воскресенского Собора, а с наступлением сильных морозов переехали в трапезную часть Введенского храма, где к тому времени были убраны все перекрытия и сооружена печка. На следующий год здесь был проведён небольшой косметический ремонт и поставлен первый сруб для жилья с трапезной и кухней в подвальном помещении. В дальнейшем планировалось построить келейный корпус на месте нынешней церковной лавки и некрополя, а там где сейчас стоит игуменский корпус, по благословению владыки Евлогия, должно было располагаться здание регентского училища и епархиальных мастерских.
Однако 7 марта 2000 года Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена монахиня Иулиания (Подолянко), что несколько изменило планы и на несколько лет приостановило задуманные работы. Игумения Тавифа, не оставляя своей заботы об изначально ей порученной обители и на большие праздники и по воскресеньям присылала в помощь своих певчих. Воскресенские насельницы, в свою очередь, по мере необходимости ходили на выпечку просфор и другие послушания в Троицкий монастырь. Так протекала жизнь Воскресенского монастыря первые пять лет.
Осенью 2003 году монахиня Иулиания была переведена в Боголюбовскую обитель, а настоятельницей Воскресенского монастыря назначена игумения Елена, под чьим началом он живёт и сегодня. На долю матушки Елены выпали все последующие труды по реставрации, ремонту, строительству и благоустройству архитектурного ансамбля Воскресенской и Введенских церквей, с прилегающей территорией, а также созданию монашеской общины, ныне существующей в монастыре.
Жизнь налаживалась очень неспешно. Обитель несколько лет была весьма малочисленной как в отношении насельниц, так и прихожан. Так же материальные средства были предельно ограничены. Одной из главных проблем на пути возрождения явилось то, что государство, охраняющее монастырь как памятник архитектуры федерального значения, не только не оказывало никакой помощи в его реставрации, а наоборот строило различные препятствия в виде санкций, запретов и штрафов. Но тяготы и скорби храмов и монастырей, восстанавливающихся после богоборческих лет, очень схожи, поэтому не стоит останавливаться на них подробно.
Господь укреплял молодое монашеское сестричество видимыми знамениями Своей благодати. Весной 2005 года на монастырской звоннице подвешены колокола, а пожертвованные неизвестными благодетелями. К тому же в монастыре стали умножаться святыни: постепенно появились многочисленные частицы мощей святых; а благочестивые паломники стали привозить иконы, специально написанные для Воскресенского монастыря. Так появились икона свт. Николая, освящённая на его мощах в городе Бари, иконы Архангела Михаила, свт. Митрофана Воронежского, прп. Сергия Радонежского и др. святых. Милость и благословение Воскресенской обители явила Матерь Божия в образе древнего фамильного списка Феодоровской иконы, переданной в 2006 году постоянной прихожанкой монастыря. Её же стараниями образ был очищен и реставрирован суздальскими мастерами, и сейчас него проистекает множество чудес, чему свидетельство – непрерывный ручеёк приношений этой иконе Богородицы от благодарных богомольцев. Ныне перед ней ежедневно читается акафист. А с появлением частицы мощей свт. Николая, неожиданно привезённой нашей постоянной паломницей, проживающей в Италии, каждую среду вечером обязательно совершается молебен с акафистом святому.
Празднуя 450-летие истории обители было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном человеке. В 2011 году монастырь посетила паломница из Франции, которая назвала себя внучкой Владимира Емельянова и пожелала передать нам обители копию его дневника и памятной книги рода Емельяновых, написанную им же. Емельянов Владимир Макарович был старостой Воскресенских церквей 48 лет 7 месяцев и постоянно по-отечески заботливо занимался их нуждами, о чём свидетельствуют дневниковые записи. Он отказался от этой должности лишь 31 июля 1917 года, но и после этого продолжал делать необходимый ремонт в церкви на свои средства, хотя старостой был назначен уже другой человек. Владимир Макарович был известным Муромским купцом, почётным гражданином города, Городским Головой – 6 лет, членом Управления при Городском Голове – 8 лет, Гласным Государственной Думы – 19 лет, председателем Добровольного пожарного общества города Мурома - с 1891 г., с 1902 г. - попечителем Муромского реального училища, а также членом Сиротского суда. Он создал и содержал городскую пожарную команду на собственные средства, имел много наград, в том числе высочайших. В 1919 году дом и флигель Владимира Макаровича был национализирован, и поскольку он не хотел уходить из дома, ему позволили занять две небольших комнаты за квартплату. Позже он был переселён в чёрную кухню, где он в октябре 1923 года заболел воспалением лёгких, а 19 ноября умер от голода и холода. Похоронен на Воскресенском кладбище, как и большинство родственников, о которых он писал в своей памятной книге. Вечная ему память.
Все проведённые в монастыре работы по реставрации, ремонту, строительству и благоустройству монастыря, были бы невозможны, если бы в свое время Господь не посылал обители людей с добрым сердцем и открытой душой. Невозможно перечислить имена всех тех, благодаря искренней помощи которых, наша обитель живёт и мало-помалу благоукрашается. Их имена знает Бог. Он и дарует им достойную награду. Низкий поклон всем, кто помогал и помогает монастырю. Вечная память уже почившим благотворителям, потрудившимся на благо Воскресенского монастыря во славу Божию.
Эту статью хотелось бы завершить словами псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей» (Пс. 113, 9). Ведь насельницам обители, не раз за эти годы довелось стать очевидцами той силы Божией, которая «в немощи совершается» (Кор 2. 11, 30). Того чуда, когда неожиданно приходит помощь с той стороны, с которой и ждать не думали, когда не смотря на, казалось бы, непреодолимые трудности и препятствия, дело Божие совершается. Свидетельство тому освящение Воскресенского собора, совершенное 24 сентября этого года, и последовавшее за ним празднование юбилейной датой монастыря.